[сейчас запостю только свою часть, т.к. разрешения запостить ответы полностью от других экспертов не получил]
ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ИНСПЕКТОР ГАИ ОСТАНАВЛИВАТЬ АВТОМОБИЛЬ ГРАЖДАНИНА ДЕТОЧКИНА? ЕСЛИ ИМЕЕТ ПРАВО, ТО В КАКИХ СЛУЧАЯХ? МОГУТ ЛИ СОТРУДНИКИ ГАИ ОСТАНАВЛИВАТЬ АВТОМОБИЛЬ БЕЗ КАКОЙ-ЛИБО ПРИЧИНЫ?
Инспектор ГАИ имеет право останавливать автомобиль в соответствии с пт. 2.1.1 Правил дорожного движения. В то же время, в соответствии со ст. 3 закона «Об органах внутренних дел» «всякое ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основании и в порядке, предусмотренных законом». Также в соответствии с пт. 3.2.10 Наставления по дорожно-патрульной службе Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Кыргызской Республики от 17 апреля 2003 года сотрудникам ДПС ГАИ «запрещается останавливать транспортные средства без необходимости».
В пт. 3.2.8 Наставления по ДПС ГАИ перечислены основания, в соответствии с которыми сотрудники ДПС ГАИ имеют право остановливать транспортные средства:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения.
Помимо этого, инспектора ДПС ГАИ имеют право осуществлять «проверку документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз производится только на стационарных постах ГАИ» в соответствии с пт. 3.2.9 Наставления ДПС ГАИ. Проверка документов может осуществляться сотрудниками ДПС «если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения» в соответствии с пт. 1.6.6 Наставления по ДПС ГАИ.
КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОДТВЕРЖДЕНЫ ПОЛНОМОЧИЯ ИНСПЕКТОРА ГАИ ПО ОСТАНОВКЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА?
Остановка транспортного средства может осуществляться инспектором ДПС ГАИ на стационарном посту ДПС, посте ДПС или на маршруте наряда ДПС в соответствии с Наставлением по ДПС ГАИ.
Полномочия инспектора ГАИ подтверждаются следующими документами:
- служебным удостоверением инспектора ДПС ГАИ в соответствии с пт. 2.4 примечаний к ПДД;
- дислокацией постов и маршрутов патрулирования ДПС и/или постовой ведомостью расстановки нарядов ДПС в соответствии с пт. 2.3.2 и Приложениями 2 и 3 к Наставлению по ДПС ГАИ;
- карточкой поста (маршрута патрулирования) в соответствии с пт. 2.3.11 и Приложением 4 к Наставлению по ДПС ГАИ;
- при остановке патрулем ДПС - маршрутный лист, заверенный печатью и подписью руководства областных структур МВД, с указанием места и времени патрулирования, с обязательным наличием в распоряжении милиционеров радара, а также план мероприятий или захвата в экстренных случаях в соответствии с пт. 2.3 Наставления по ДПС ГАИ
- при контроле над дорожным движением с использованием транспортных средств скрытого типа - соответствующая запись в постовой ведомости в соответствии с пт. 3.1.3 Наставления по ДПС ГАИ.
КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДИСЛОКАЦИЯ ПОСТОВ ГАИ?
Дислокация постов ДПС ГАИ осуществляется на основании утвержденной Дислокации постов и маршрутов патрулирования в соответствии с обязательными нормами ежесуточного выставления нарядов и заносится в Постовую ведомость расстановки нарядов дорожно-патрульной службы в соответствии с пт. 2.3.2 Наставления по ДПС ГАИ.
НАРУШАЮТ ЛИ ДЕЙСТВИЯ ИНСПЕКТОРА ГАИ ПРАВА ДЕТОЧКИНА?
В зависимости от того, по какой причине инспектор ГАИ пытался остановить Деточкина, если сотрудник ДПС ГАИ не действует в соответствии с пт. 3.2 Наставления по ДПС ГАИ и пт. 2.1.1 ПДД, возможно нарушение пт. 3 ст. 23 закона «О дорожном движении в Кыргызской Республике», в соответствии с которым «участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил», а также в соответствии со ст. 3 закона «Об органах внутренних дел» «всякое ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основании и в порядке, предусмотренных законом».
ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО СОТРУДНИК МИЛИЛЦИИ ОСТАНАВЛИВАТЬ ПЕШЕХОДА? КАКИЕ ПРАВА ПЕШЕХОДА НАРУШАЮТСЯ В ЭТОМ СЛУЧАЕ?
Сотрудники милиции имеют право останавливать пешехода при нарушении пешеходом ПДД в соответствии со ст. 511 КоАО.
В зависимости от того, по какой причине сотрудник милиции останавливает пешехода, возможно нарушение пт. 3 ст. 23 закона «О дорожном движении в Кыргызской Республике», в соответствии с которым «участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил».
ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ИНСПЕКТОР ГАИ НАРУШАТЬ ПДД?
Инспектор ГАИ имеет право осуществлять «преследование транспортных средств, в которых находятся лица, подозреваемые в совершении преступления, либо водители которых скрылись с места ДТП, или своими действиями подвергают опасности жизнь других участников движения, или не выполняют требования сотрудников милиции об остановке» в соответствии с пт. 3.2.27 Наставления по ДПС ГАИ и нарушать ПДД в соответствии с пт. 3.1 ПДД «при условии обеспечения безопасности движения».
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГАИ «СПЕЦИАЛЬНЫМ ОРГАНОМ» В СООТВЕТСТВИИ С ПТ. 3.1 ПДД?
Так как четкого подтверждения или опровержения в практике Кыргызской Республики не имеется, мы обратились к практике РФ.
В соответствии с комментарияем к ст. 12.17 КоАП РФ ГАИ является «специальным органом», и, соответственно, имеет право использовать проблесковый маячок синего цвета.
ЕСЛИ БЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЙСТВИЙ ИНСПЕКТОРА ГАИ ПРОИЗОШЛО ДТП, НА КОГО БЫЛА БЫ ВОЗЛОЖЕНА ВИНА?
По сути, в соответствии с пт. 3.1 ПДД, вина была бы возложена на инспектора ГАИ, так как инспектор ГАИ нарушил условие «обеспечения безопасности движения» хотя во многом это зависело бы от конкретных обстоятельств дела.
Возмещение ущерба можно осуществлять в соответствии с пт. 3 ст. 23 закона «О дорожном движении в Кыргызской Республике», в соответствии с которым «участники дорожного движения имеют право на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Кыргызской Республики, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства».
КТО БЫЛ БЫ ВИНОВЕН, ЕСЛИ БЫ ПРИ БЛОКИРОВКЕ АВТОМОБИЛЯ ДЕТОЧКИНА, ПРОИЗОШЛО БЫ СТОЛКНОВЕНИЕ ЕГО АВТОМОБИЛЯ СО СЛУЖЕБНЫМ АВТОМОБИЛЕМ ИНСПЕКТОРА ГАИ?
Вина, скорее всего, была бы возложена на Деточкина, т.к. в соответствии с пт. 10.1 ПДД, последний был обязан вести машину с такой скоростью, чтоы иметь «возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований» ПДД. Также «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». Так, в соответствии с пт. 3.1 ПДД, т.к. при приближении транспорта ДПС ГАИ (при наличии включенного проблескового маячка синего цвета и при включенной сирене), водитель транспортного средства был «обязан уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда… а в случае необходимости остановится».
КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА, ВОЗБУЖДЕННОГО ДЕТОЧКИНЫМ ПРОТИВ ИНСПЕКТОРА ГАИ О ВОЗМЕЩЕНИИ УЩЕРБА, СВЯЗАННОГО С ДТП?
Деточкин нарушил пт. 2.1.1 ПДД и ст. 234 КоАО (Невыполнение водителями транспортных средств законных требований работника милиции об остановке транспортного средства) когда не остановил автомобиль по требованию сотрудника ДПС ГАИ и пт. 3.1 ПДД и ст. 242 КоАО (Нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения, повлекшее материальный ущерб транспортных средств или иного имущества) когда не остановился при преследовании его патрульной машиной ДПС и вынудил сотрудника ДПС идти на «блокировку».
Таким образом, Деточкин может быть признанным виновным в соответствии с ПДД и Кодексом об административной ответственности Кыргызской Республики.