(с) Александр Чашкин zakon.kz
из объяснения, написанного для представления в суд:
к вопросу об определении момента перехода прав и обязанностей участника товарищества с ограниченной ответственностью в случае отчуждения доли
[...]
Поскольку отчуждение доли всегда осуществляется посредством заключения договора, указанный момент должен определяться в соответствии с гражданско-правовыми правилами совершения сделок, которые определяют момент возникновения прав и обязанностей из договора. В соответствии с п. 1 ст. 386 ГК договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Если законодательные акты требуют регистрации сделки уступки доли участника ТОО, то сделка считается совершенной с момента регистрации, если нет, то с момента ее совершения.
Таким образом, поскольку законодательство не требует регистрации такого рода сделок, права и обязанности по договору о передаче доли в имуществе ТОО возникают с момента заключения этого договора. Соответственно, в силу п.2 ст.28 Закона РК "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью", в момент заключения договора приобретатель доли (ее части) становится участником хозяйственного товарищества, а ее отчуждатель перестает быть таковым.
[...]
Государственная перерегистрация ТОО, требуемая в силу п.6 ст.42 ГК РК в связи с изменением состава участников ТОО, в данном случае, носит не правоустанавливающую, а только правооформляющую роль. В отличие, например, от сделок с недвижимым имуществом, в отношении которых законом прямо предусмотрено, что они считаются совершенными в момент государственной регистрации (п. 1 ст. 155 ГК), для сделок уступки прав участников ТОО правоустанавливающим юридическим фактом выступает договор, по которому происходит отчуждение (приобретение) доли, а не какая-либо регистрация или перерегистрация.
Как таковое событие изменения состава участников ТОО, происходящее вследствие осуществления не подлежащих регистрации гражданско-правовых сделок, de-jure не зависит от перерегистрации юридического лица. Это утверждение подтверждается и отсутствием необходимости перерегистрации для хозяйственных товариществ, в которых ведение реестра участников хозяйственного товарищества осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению системы реестров держателей ценных бумаг, иначе получалось бы, что для одного и того же вида сделки - покупки доли, с одним и тем же предметом и теми же субъектами сделки - существуют два разных правовых режима. (Nonsens!)
Таким образом, в случае уступки доли в имуществе ТОО на основании договора отчуждатель доли выбывает из хозяйственного товарищества, а приобретатель становится участником хозяйственного товарищества в момент заключения соответствующего договора.
При составлении этого объяснения использованы доктринальные комментарии А.Диденко, д.ю.н., профессора КазГЮУ, заведующего кафедрой гражданского права, содержащиеся в следующих публикациях: - "Порядок и последствия выбытия участника их хозяйственного товарищества", опубликовано в журнале "Предприниматель и право", декабрь 2003, № 23 (237), стр.11-16; - "Влияние публично-правовых актов на права и обязанности участников гражданского правоотношения", опубликовано в журнале "Юрист", № 12, 2004 г., стр.27-32.