Налоги и Право
Вы сокрыли имущество? Тогда мы идем к вам!

6 августа 2007 года был принят закон «Об амнистии в связи с легализацией денежных средств, движимого и недвижимого имущества» в соответствии с которым любой гражданин или юридическое лицо может до 14 ноября задекларировать имущество, полученное незаконным путем. Тем не менее, никто, до сих пор, не спешит легализовать свое имущество. В данной статье мы разберем преимущества и недостатки вышеуказанного закона и попробуем разобраться, почему ни один человек не решился «легализоваться».

Данный закон установил условия легализации денежных средств, движимого и недвижимого имущества, полученных в результате приобретения, владения, использования или распоряжения финансовыми средствами, имуществом и имущественными правами, объектами интеллектуальной собственности и иными объектами гражданских прав.

В соответствии с данным законом легализовать можно следующее ранее непродекларированное имущество:
- денежные средства в любой валюте (банковские депозиты),
- движимое и недвижимое имущество, находящееся как на территорий Кыргызской Республики, так и за ее пределами,
- имущественные права,
- экономическую выгоду, полученную от экономической деятельности, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Легализовать имущество могут граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане, а также юридические лица.

В соответствии с законом легализованное имущество считается «приобретенным законным путем».
То есть, если физическое лицо или компания, зарегистрированные как налогоплательщик в КР, обнаружат незадекларированную прибыль в прошлом, данные лица могут с помощью данного закона «легализовать» имущество, не платить штрафы и не нести ответственность по данным обязательствам. Более того, впоследствии, данное имущество включается в СГД, но подлежит вычету, в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс.

Несмотря на преимущества, которые несет в себе данный закон, существуют и некоторые недостатки:
За легализацию имущества выплачивается 5% от стоимости декларируемого имущества. Данное положение является одним из оснований, по которому налогоплательщики отказываются легализовать свое имущество ведь 5% от имущества, которое успешно «скрывалось» в течение долгого времени может быть существенной суммой. На самом деле, не следует забывать, что легализованное имущество подлежит вычету из СГД, поэтому, возможно, имущество может быть выгоднее «скрывать», чем декларировать.

Закон распространяет свое действие, в том числе, и на имущество, оформленное на другое лицо. В данном случае непонятно, каким образом физическое или юридическое лицо может легализовать имущество не принадлежащее ему.

В соответствии с законом не подлежит легализации имущество, полученное в результате совершения преступления, в том числе и по статьям 211-213 УК КР. Данные статьи предусматривают ответственность за включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах (свыше 100 000 сом) или расходах граждан (свыше 500 000 сом), частных предпринимателей и должностных лиц (свыше 500 000 сом). Таким образом, при «сокрытии» имущества на сумму свыше определенной законом, данное имущество не подлежит легализации и сводит действие закона к нулю.

Самым невыгодным вариантом легализации имущества, наверное, является легализация денежных средств. Для того, чтобы денежные средства были признаны легализованными, их нужно перечислить на специальный накопительный депозитный счет, которым невозможно будет распоряжаться в период рассмотрения заявки и переводить за границу в течение одного года.
Представим себе следующую ситуацию: Компания «ABC» решила легализовать 10 000 долларов США, незадекларированных ранее. После осуществления декларации средства возвращаются компании и вливаются в общую денежную массу. В то же время, нашей компании по закону запрещено переводить легализованные средства за границу в течении одного года.
Здесь возникает вопрос: а как мы узнаем, какие именно средства «не подлежат переводу за пределы Кыргызской Республики»? В данном случае денежные средства будут иметь безналичную форму. Таким образом, субъект, легализовавший имущество может быть впоследствии ограничен в операциях с денежными средствами в пределах легализованного имущества.

Еще одним преимуществом, является возможность самостоятельной оценки имущества при подаче заявления о легализации. То есть, если в обычной ситуации, стоимость имущества подтверждается определенными документами (например – счета-фактуры) и договорами (например – договор купли-продажи, аренды и т.д.), в данном случае, стоимость устанавливается самим субъектом и может быть существенно занижена.

В законе существует положение, которое устанавливает право государства на «бессрочную проверку обстоятельств отказа от легализации денежных средств». Таким образом, если по какой-то причине предприниматель отказался легализоваться (даже если легализовывать нечего), государство имеет возможность проводить проверки на наличие сокрытого имущества неограниченное количество времени и, более того, взимать «найденное» имущество в государственный бюджет, вместо начисления привычных штрафов.
Таким образом, любое имущество, незадекларированное вовремя может быть признано сокрытым и взыскано в доход государства. Штрафы и финансовые санкции отныне – отменяются, господа.

В данный момент ГКНС готовит изменения в закон «Об амнистии в связи с легализацией денежных средств, движимого и недвижимого имущества», которые отменят обязанность оплаты легализации (5%), нормы, запрещающие легализацию имущества, если это противоречит УК, и продлят срок действия закона. Возможно, после этого закон получит применение в обществе.