Всех, всех, всех! С окончанием последнего Гака!!! Урааааа! Этот день наступил!!! :)

Law department, AUCA

Объявление

Privet vsem! Rebyata, uje pochti god proshel...Kto, gde, otzovites! LAW 04 FOREVER!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Law department, AUCA » Законодательство » Берегись... Инспектора ГАИ!


Берегись... Инспектора ГАИ!

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Сегодня столкнулся с статьей Натальи Борисовны. Очень лестно, что нас упомянули в статье. Не зря значит работали. Статья - отличная. Даже читал свои умозаключения.
___________________________________________________________________________________________________________

Вместе с появлением автомобиля у человека порядком прибавляется и проблем. При этом, безусловно, каждый из автолюбителей готов платить за свободу передвижения, но мало кто готов переплачивать. Мы убеждены, что грамотное поведение автомобилиста в непростой для здоровья и кармана ситуации, необходимый набор знаний и навыков значительно сокращают моральные и материальные издержки на дорогах.
В рамках рубрики "Правовая экспертиза" юристами компании "АСА consulting" при участии студентов программы "Право" Американского университета подготовлена настоящая статья, в которой Вы найдете советы о том, как вести себя в типичных проблемных ситуациях на дороге. И, как говорится, да помогут Вам Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности!

Берегись... инспектора ГАИ!

Истории о том, что происходит с водителями после того, как их останавливают сотрудники ГАИ, слышал практически каждый. К сожалению, подобные байки зачастую становятся реалиями, с которыми сталкиваются многие водители. Сценарий, как правило, один и тот же: сотрудник ГАИ спрашивает: "Ваши документики", - забирает их и уходит в направлении своего поста или патрульной машины. Вы унижено плететесь за ним, готовый выполнить практически любое его требование, лишь бы продолжить движение.
Сразу оговоримся: данная статья ни в коем случае не намеревается дискредитировать важность и необходимость работы ДПС на наших дорогах. Мы хотим поговорить о случаях превышения полномочий должностными лицами и, соответственно, нарушениях Ваших прав. Безусловно, возникшую проблему порой гораздо легче решить, как это говорится, на месте, но, во-первых, ситуации могут складываться по-разному, а во-вторых, зная свои права, Вы с большей уверенностью можете отстаивать свою правоту.
Итак, когда ДПС имеет право задерживать водителей?
В соответствии с пт.3 ст.23 закона Кыргызской Республики "О дорожном движении в Кыргызской Республике", участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. Статья 3 закона Кыргызской Республики "Об органах внутренних дел" устанавливает, что всякое ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основании и в порядке, предусмотренных законом. При этом в обязанность сотрудников органов внутренних дел входит обеспечение безопасности дорожного движения в пределах своей компетенции.
Таким образом, если водитель едет, не нарушая при этом правил дорожного движения, нет и необходимости его останавливать. Согласно п.1 ст.9 закона "Об органах внутренних дел", сотрудник органов внутренних дел имеет право:
- требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка;
- прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий органов внутренних дел;
- в случае невыполнения законных требований применять предусмотренные законом меры принуждения.
Если водитель не нарушает общественного порядка, не препятствует сотрудникам ОВД в осуществлении полномочий, то его требование остановиться незаконно, и лишь в случае неподчинения законным требованиям сотрудника ОВД к водителю могут применяться меры принуждения. Таким образом, далеко не во всех случаях сотрудник ОВД имеет право остановить водителя.
Если же рассматривать данный вопрос на уровне подзаконных актов, необходимо отметить, что в п.3.2.8 Наставления по ДПС ГАИ перечислены основания, в соответствии с которыми сотрудники ДПС ГАИ имеют право останавливать транспортные средства. Среди таких оснований указаны:
- нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
- наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
- нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
- выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения.
Несмотря на весь оптимизм вышеуказанных норм, на практике водители, как правило, не станут отпираться в случае остановки машины сотрудником ГАИ, поскольку формальных поводов для остановки у опытного гаишника предостаточно. Придраться можно к чему угодно. Самое простое: непристегнутый ремень безопасности, грязный номер, отсутствие талона техосмотра...
В случае неостановки транспортного средства инспектор ГАИ в соответствии с п.3.2.27 Наставления по ДПС ГАИ имеет право осуществлять преследование транспортных средств, в которых находятся лица, подозреваемые в совершении преступления, либо водители которых скрылись с места ДТП, или своими действиями подвергают опасности жизнь других участников движения, или не выполняют требования сотрудников милиции об остановке.
После того, как автомашину водителя блокируют и он все-таки вынужден будет остановиться, его действия, в зависимости от ситуации, могут быть квалифицированы по статье 371 Кодекса об административной ответственности (КоАО): "Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел", что влечет наложение административного штрафа от 200 до 500 сом.
Если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение этих мер окажется недостаточным, то может применяться административный арест на срок до пятнадцати суток.
В случае злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работников милиции водителю может грозить административное задержание в соответствии со ст.564 КоАО. Административное задержание - это кратковременное (до 3 часов) лишение свободы лица за совершение административного правонарушения в целях его пресечения, когда исчерпаны меры воздействия, а также для установления личности правонарушителя и составления протокола о правонарушении.
Правомерным является вопрос о том, что можно отнести к злостному неповиновению? Данный вопрос подлежит разрешению в суде. Судебная практика Кыргызской Республики, к сожалению, не содержит точного определения данной категории. Между тем, по опыту наших соседей, суды Российской Федерации злостное неповиновение рассматривают как отказ от исполнения настойчивых, неоднократно повторенных распоряжений или требований работника милиции либо неповиновение, выраженное в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к органам, охраняющим общественный порядок.
Если Вы не любитель экспериментов и всегда останавливаетесь на требования сотрудников ГАИ, Вы имеете право требовать как минимум уважительного отношения к себе. В любом случае сотрудник ГАИ должен объяснить причину остановки, и если у Вас возникли подозрения по поводу правомерности его намерений, требуйте предъявить документы. Он не вправе вам в этом отказать.
Вы вправе попросить у сотрудника ГАИ предъявления следующих документов:
- служебное удостоверение инспектора ДПС ГАИ;
- дислокацию постов и маршрутов патрулирования ДПС и/или постовую ведомость расстановки нарядов ДПС в соответствии;
- карточку поста (маршрута патрулирования) в соответствии.
Здесь важно отметить, что дислокация постов ГАИ осуществляется в строго определенных пунктах, на основании утвержденной Дислокации постов и маршрутов патрулирования в соответствии с обязательными нормами ежесуточного выставления нарядов и заносится в Постовую ведомость расстановки нарядов дорожно-патрульной службы.
На требование сотрудника ГАИ предъявить документы водитель обязан передавать для проверки водительское удостоверение согласно ст.2.1.1. Правил дорожного движения. В свою очередь, согласно ст.2.4 тех же Правил, инспекторы ГАИ обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение.
По мнению автора, тот факт, что инспектору достаточно показать служебное удостоверение, а водитель обязан передать его в руки инспектора, составляет неоправданное ограничение прав водителей. Нам известны случаи, когда проверяющие, получая водительские права, угрожают их изъятием.
Необходимо хорошо запомнить, что изъятие водительского удостоверения с выдачей временного разрешения на право управления транспортным средством возможны лишь при совершении проступка, влекущего лишение права управления транспортным средством. Таких проступков согласно законодательству всего 6:
1. Нарушение правил перевозки людей и перевозка пассажиров водителями автобусов или микроавтобусов на автодорогах, по которым движение пассажирского транспорта запрещено (ст.230 КоАО).
2. Управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения (ст.238 КоАО).
3. Создание водителями транспортных средств и другими участниками дорожного движения аварийной обстановки (ст.241 КоАО).
4. Нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения, повлекшее материальный ущерб транспортных средств или иного имущества, а также причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (ст.242 КоАО).
5. Отказ водителей, управляющих транспортными средствами, от прохождения освидетельствования на состояние опьянения (ст.246 КоАО).
6. Самовольное оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст.248 КоАО).
В иных случаях, изъятие водительского удостоверения неправомерно.
Многие путают изъятие водительского удостоверения с лишением права управлять транспортным средством. Последний вид взыскания назначается только судьей. Водители транспортных средств считаются лишенными права управления со дня вступления в законную силу постановления о лишении этого права.
В свете последних выводов встает вопрос и о том, какие документы должен предъявить водитель, если того требует инспектор ГАИ? Согласно п.2.1. Правил дорожного движения, водитель механического транспортного средства обязан по требованию сотрудников милиции передавать им, а также дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для проверки:
- водительское удостоверение;
- регистрационные документы на транспортное средство (технический паспорт);
- документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения данным транспортным средством - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца.
К примеру, водитель может пользоваться автомобилем на основании договора аренды, заключенного между ним и собственником автомобиля. Если водитель пользуется автомобилем своей супруги, принадлежащим им на праве общей собственности, то водитель вправе предъявить свидетельство о браке и удостоверение супруги на право пользование данного транспортного средства. Данное положение не запрещает водителям предъявлять доверенность, договор купли-продажи с приложением прав прежнего владельца на автомобиль. Несмотря на то, что данный пакет документов достаточно непривычен как для автомобилистов, так и для сотрудников ГАИ, нормы права позволяют водителям предъявить указанные документы.
Во взаимоотношениях с органами ГАИ водители могут также столкнуться с применением по отношению к ним административного задержания или ареста. По каким причинам могут задерживать водителя, и чем задержание отличается от ареста?
Ясно одно, эти меры допустимы только в исключительных случаях.
Административное задержание применяется, когда это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, либо исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание может применяться органами внутренних дел при нарушении Правил дорожного движения либо в случае злостного неповиновения сотрудникам ГАИ, о чем уже было сказано выше.
Правонарушитель может быть доставлен в орган внутренних дел (милицию) или иное служебное помещение должностными лицами, на которых возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства, в дежурную часть подразделения или горрайоргана внутренних дел. Доставление осуществляется в том случае, когда необходимо составить протокол об административном правонарушении, а составить его на месте невозможно. Необходимо оговорить, что протокол об административном правонарушении не составляется при совершении административных правонарушений, влекущих наложение административного взыскания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего 100 сом. Однако если лицо оспаривает наложенное на него взыскание, то в соответствии со ст.559 КоАО, протокол должен быть составлен.
Административное задержание следует отличать от административного ареста. Административный арест - взыскание, назначаемое судом и ограниченное 15 сутками. Место содержания под административным арестом - специальные приемники при органах внутренних дел. Административный арест, в частности, может грозить водителю автотранспорта в соответствии со ст.371 КоАО в случае его неподчинения законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел, осуществляющих обязанности по охране общественного порядка.
Согласно ст.568, при определенных нарушениях, работники Госавтоинспекции, вправе изымать номерные знаки транспортных средств или задерживать транспортные средства и доставлять их для временного хранения на специальные стоянки, создаваемые по решениям местных государственных администраций, до рассмотрения дела в установленном порядке. Здесь необходимо обратить внимание, что случаи, когда сотрудники ГАИ вправе доставлять автомобиль на стоянки, ограничены. К ним, в частности, относятся:
- Управление водителями транспортными средствами, переоборудованными без соответствующего разрешения или не зарегистрированными в установленном порядке, а также с нанесенными тонирующими покрытиями;
- Управление транспортным средством с подложным государственным номерным знаком;
- Управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения;
- Нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения, повлекшее материальный ущерб транспортных средств или иного имущества, а также причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;
- Управление и передача транспортных средств лицам, не имеющим права управления;
- Управление водителями транспортных средств, не имеющими при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;
- Управление транспортными средствами в состоянии опьянения лицами, не имеющими права управления;
- Отказ водителей, управляющих транспортными средствами, от прохождения освидетельствования на состояние опьянения;
- Самовольное оставление места дорожно-транспортного происшествия.
Уважаемые читатели, если вас заинтересовала данная тема, мы продолжим данную публикацию на страницах журнала. В следующем выпуске Вы узнаете о том, может ли сотрудник ГАИ арестовывать Ваш автомобиль, применить к Вам физическую силу и др.
Итак, продолжение следует...

Аленкина Наталья,
директор компании
"АСА consulting"

"Налоги и право", N 3, март 2007 года

0

2

Ruslan написал(а):

В рамках рубрики "Правовая экспертиза" юристами компании "АСА consulting" при участии студентов программы "Право" Американского университета подготовлена настоящая статья

мдаа.. студенты "поучаствовали")))

0


Вы здесь » Law department, AUCA » Законодательство » Берегись... Инспектора ГАИ!