Всех, всех, всех! С окончанием последнего Гака!!! Урааааа! Этот день наступил!!! :)

Law department, AUCA

Объявление

Privet vsem! Rebyata, uje pochti god proshel...Kto, gde, otzovites! LAW 04 FOREVER!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Law department, AUCA » Законодательство » Текст выступления Каликовой Г.А. на собрании МДС 5 ноября 2007 года


Текст выступления Каликовой Г.А. на собрании МДС 5 ноября 2007 года

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Выступление Г. Каликовой на собрании МДС 5 ноября 2007 года

КОНСТИТУЦИЯ: ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И БИЗНЕС СРЕДУ

Конституция является политическим документом, определяющим основы фундаментальных прав и свобод граждан и принципы государственного устройства. Конституция не содержит положений, которые можно было бы прямо трактовать как влияющие на развитие экономики и на состояние бизнес среды. Но в то же время, основы, заложенные в Конституции, могут стать основами для экономического развития государства, а также непосредственно влиять на перспективы развития бизнеса.
 
Экономический развитие, рост бизнеса на сегодня становятся инструментами в преодолении кризисных явлений в политике, укреплении государства и поддержке его устойчивого роста, интеграции в мировую экономику, решении социально-экономических задач. Последние статистические данные свидетельствует о росте различных отраслей экономики Кыргызстана за последний год. В этих условиях важно, чтобы основы, заложенные Конституцией, способствовали и развивали данную тенденцию.         

С этой точки зрения я бы хотела остановиться, прежде всего, на принципиальных различиях Конституций 2003 года и 2007 года, которые могут прямо или косвенно оказать влияние на развитие экономики и бизнеса.

Налоги

Государство сильно своей экономикой, а сердцем государственной экономики являются налоги. Любой бизнес (крупный или малый) начинается с вопроса о налогах – какие налоги должен платить бизнес и выгодно ли при такой системе вести бизнес. Именно поэтому прозрачность, ясность и стабильность налоговой системы имеет исключительно важную роль для развития бизнеса.

В этом смысле Конституция сделала шаг вперед, предусмотрев в Статье 11 положение, в котором «На территории Кыргызской Республики действует единая налоговая система. Право установления налогов принадлежит Жогорку Кенешу. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Данное положение слово в слово повторяет положение Статьи 11 Конституции 2003 года, но есть одно существенное различие. В Конституции 2003 года Правительство имело право вводить временные меры в сфере налогообложения путем изменения ставок.

Согласно Статье 22 Конституции 2007 года «Каждый обязан  платить  налоги  и  сборы  в  порядке  и  случаях, предусмотренных законом». Аналогичная норма была и в Конституции 2003 года (ст. 25), но звучала оно немного по другому: «Граждане Кыргызской Республики обязаны платить налоги и  сборы  в соответствии с законодательством Кыргызской Республики». На первый взгляд особой разницы и нет, но эти две нормы имеют принципиальное отличие. Дело в том, что согласно Конституции 2007 года налоги и сборы могут быть установлены только законом, и только в случае если законом предусмотрены  налоги или сборы гражданин обязан их платить. Никакие подзаконные акты не могут установить какой либо сбор, тем более налог. То есть Конституция 2007 года, в отличие от Конституции 2003 года, не создает почвы для двойного толкования. Ведь законодательство это широкое понятие, которое включает в себя как законы, так и подзаконные акты.

В то же время непонятны положения Статей 93 и 95, которые дают полномочия органам местного самоуправления вводить местные налоги и сборы.       

Природные ресурсы

Статья 4 Конституции 2007 года устанавливает:

• «земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются собственностью Кыргызской Республики, используются как основа жизни и деятельности народа Кыргызстана и находятся под особой охраной государства».

• «земля и другие природные ресурсы также  могут  находиться  в частной, муниципальной и иных формах собственности».

Согласно Конституции 2003 года, только земля могла находиться в иных формах собственности, включая частную собственность.

Данное положение юридически открывает «зеленый свет» частной собственности на недра. В то же время, может ли быть данное право реализовано на практике зависит от законов, что означает от парламента. Надо отметить, что в действующем Законе о недрах была предусмотрена возможность частной собственности на недра, но только в отношении мелких месторождений общераспространенных полезных ископаемых, выходящих на дневную поверхность на земельных участках собственников. 

Есть разные мнения по этому поводу. В данном вопросе существует две позиции: административный подход, основывающийся на регулировании государством всех правоотношений в области природных ресурсов, а также рыночный подход, который направлен на создание рыночных отношений в области природных ресурсов.   

Единственно, что мы можем констатировать, что Конституция 2007 года расширила объекты права частной собственности.

Данный вопрос весьма сложен, введение частной собственности на недра возможно при условии детальной разработки ряда сопутствующих вопросов, таких как оценка недр, сервитут (прав пользования и доступа к данным участкам), Судя по всему – данный вопрос может быть решен, но, скорее всего, в далеком будущем.

Но на мой взгляд, основная задача государства, независимо от подхода к решению этих вопросов, в том, чтобы сделать пользование природными ресурсами прозрачным, инвестиционно - привлекательным и экономически выгодным для всех участников.  В этом смысле сегодня надо обсуждать не столько переход к частным формам собственности на природные ресурсы, а переход к равноправным взаимоотношениям между государством и пользователями природными ресурсами. На сегодня действующая ситуация отличается отсутствием четких и ясных правил, что ведет к неравному положению.     

Необходимо, чтобы в результате пользователи природных ресурсов могли обладать полноценным имущественным правами, чтобы права на природные ресурсы могли иметь статус полноценного, ликвидного имущества, которое может быть адекватную стоимость на рынке, тем самым, способствуя развитию рынка и экономики в целом.

В качестве информации, следует отметить, что в соседних государствах (Казахстан, Таджикистан) недра, природные ресурсы являются объектом государственной собственности.
Что касается, России там  природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст.9 Конституции РФ).
Дополнительное гражданство 

По оценкам экспертов общее количество мигрантов из Кыргызстана составляет 10% от всей рабочей силы. Такая ситуация имеет экономические, социальные и политические последствия для Кыргызстана. По различным оценкам, сумма денежных переводов может составлять от 120 до 300 миллионов долларов США в год, то есть больше чем валовой приток прямых иностранных инвестиций. Например, в 2005 году объем банковских переводов от граждан Кыргызской Республики достиг 300 миллионов долларов США, что равно годовому валовому доходу. По мнению некоторых экспертов, денежные переводы являются одной из главных причин сокращения бедности, зарегистрированной за последние годы. 

Преференции, которые получают наши граждане, право вести бизнес в другой стране, социальная защищенность, право оформлять покупку недвижимости, доступ к ресурсам.
Возвращение кыргызстанцев на свою родину;

Судебная система

Нет необходимости описывать насколько важно для бизнеса наличия независимой судебной системы. Конституция 2007 года ввела ряд новшеств, которые могут сыграть положительную роль в становлении «независимой» судебной системы.

Во-первых, изменились сроки пребывания в должности судьи. Судьи Конституционного суда и Верховного суда избираются  ЖК по представлению   Президента  до  достижения предельного возраста. А судьи местных  судов  назначаются  Президентом  по  представлению Национального совета по делам правосудия в первый раз сроком  на  пять лет, а в последующем до достижения предельного возраста.  В свою очередь, Конституция 2003 года (абзац 2 п. 5 и абзац 2 п. 6 ст. 80)  содержала ограничения для сроков пребывания в должности судьи (7 лет для судей местных судов,  10 лет для судей ВС и КС).  Таким образом, введения нового принципа срока пребывания судей закладывает хороший фундамент для становления «независимой» судебной системы.

Во-вторых, введен новый принцип отбора кандидатов на должность судьи. Согласно Конституции 2007 года отбор   кандидатур   на   должности   судей   местных   судов, представление  их  на  назначение  и перевод (ротацию),  отстранение и освобождение от должности осуществляются Национальным советом по делам правосудия.  Более того,  именно по  предложению  Национального  совета  по  делам   правосудия Президент представляет  ЖК  кандидатуры  для  избрания на должности судей Верховного суда. (пп. 2 п. 2 ст. 46 Новой Конституции) В свою очередь, национальный совет по делам правосудия  формируется  из  числа представителей законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти и общественных объединений. Из вышеизложенного следует, что процесс отбора кандидатур на должность судьи станет более прозрачным и в этот процесс будут вовлечены представители общественности.   

Безусловно, для создания независимой судебной системы еще нужны реформы, необходимо изменение правосознания общества в целом, в том числе и самих судей и.т.д. Возможно, последнее является более важным, нежели, реформы, так как без изменения правосознания общества любая реформа судебной системы не даст ожидаемого результата. Но, тем не менее, мы не можем не констатировать того факта, что Новая Конституция создает более лучшие предпосылки и условия, по сравнению с Конституцией 2003 года, для формирования более независимой судебной системы.

Выборы в Жогорку Кенеш по партийным спискам

Формирование Жогорку Кенеша по партийным спискам – несмотря на то, что данный институт у нас находится на начальной стадии своего развития, хорошее в том, что данный процесс пошел. Нужен определенный срок и опыт, чтобы партии заработали профессионально.

Конституция заложила основу для реального и качественно нового развития партий. У партий появилась возможность создать качественно новый парламент. У партий появился также шанс на завоевание реального авторитета у электората. В этом смысле – наличие у партии сильной и четкой экономической программы, создающей благоприятные условия для развития экономики и бизнеса, ставящей целью реально улучшить качество жизни каждого гражданина Кыргызстана, обеспечить устойчивый экономический рост, может стать ключом к победе на выборах.   

Очень хочется надеяться на то, что уже сейчас партии подойдут к данному вопросу профессионально, а избиратели смогут и захотят проголосовать за партии, которые представят наиболее сильные программы.

На мой взгляд, бизнес также должен проявить активность и предложить обсудить с различными партиями перечень задач, которые необходимо решать для процветания бизнеса в Кыргызстане, их предвыборные платформы по вопросам развития бизнеса. 

Например, в России были подписаны программы совместных действий по ряду направлений, одной из целей которых является создание полноценного свободного конкурентного рынка, поощряющего предпринимательскую инициативу.

На Украине недавно Деловой совет и Совеет предпринимательства обратился к политическим силам Украины подписать Меморандум о поддержке и развития предпринимательства в Украине.

Порядок внесения изменения в Конституцию

Еще одним важным шагом можно назвать порядок изменения Конституции.

Отдельные положения могут меняться, но не должны меняться фундаментальные принципы Конституции, касающиеся прав и свобод, демократии, принципы государственности,

Реально ли влияние Конституции на рост экономики и бизнеса?

Из опыта многих стран, включая опыт стран постсоветского пространства, мы знаем, что Конституция может быть внешне демократичной, но на практике неработающей. Поэтому важно не только содержание Конституции, но и чтобы ее положения соблюдались на практике.

Чтобы Конституция не оставалась красивой декларацией, а стала истинно фундаментом жизнедеятельности нашего общества необходимы:

• активная гражданская позиция всего общества в целом и каждого гражданина в отдельности по применению положений Конституции;

• позиция лидеров, возглавляющих государство, правительство, парламент, партии, а также их совместная конструктивная работа, которая должна быть направлена на то, чтобы, как говорит Статья 13 Конституции, права и свободы действительно признавались в качестве абсолютных и неотчуждаемых и определяли смысл и содержание деятельности законодательной, исполнительной, органов местного самоуправления, защищались законом и судом.   

Надеемся, что лидеры, понимая важность бизнеса и основываясь на принципах, заложенных в Конституции, помогут нашему государству стать истинно демократическим государством, помогут расцвету бизнеса в Кыргызстан

0

2

Рус, вот отсюда должны политические партии черпать ответ на вопрос из брошюры ЦК. (о влиянии на бизнес)  :D

0

3

Eminent написал(а):

Рус, вот отсюда должны политические партии черпать ответ на вопрос из брошюры ЦК. (о влиянии на бизнес)

Они не знают адрес нашего форума  :rofl:

0


Вы здесь » Law department, AUCA » Законодательство » Текст выступления Каликовой Г.А. на собрании МДС 5 ноября 2007 года